О кафедре

Научная родословная кафедры

И.П. Павлов. Основоположник учения о рефлекторной саморегуляции констант внутренней среды организма и ведущей роли ЦНС. Создатель учения о ВНД и ННД. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1903 г.) за цикл работ по физиологии пищеварения.

 

Л.А. Орбели. Ученик и последователь И.П. Павлова. Создатель учения об адаптационно-трофическом влиянии симпатической нервной системы. Заложил основы эволюционной физиологии.

 

А.Г. Гинецинский. Ученик Л.А. Орбели. Один из авторов учения о химической передаче возбуждения в синапсах. Заложил основы физиологии почек и водно-солевого обмена в эволюционном и онтогенетическом аспектах. Создатель и организатор Новосибирской физиологической школы.

Юрий Николаевич Чусов. Первый заведующий кафедрой в 1969г. кандидат биологических наук, доцент. 

Л.К. Великанова. Развила учение А.Г. Гинецинского об осморецепции. Основоположник научного направления о формировании резервных возможностей почек и системы регуляции водно-солевого обмена в онтогенезе. Организатор научной физиологической школы на кафедре. Автор более 300научных работ. Заслуженный работник высшей школы, женщина 2000 года. Зав. кафедрой с 1972 по 1987 гг.

 

Р.И. Айзман. Продолжил исследования по развитию функции почек и водно-солевого обмена в онтогенезе человека. Сформировал научное направление по изучению конституциональных особенностей человека в онтогенезе. Автор более 360 печатных работ. Заслуженный деятель науки РФ, член корреспондент Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ), действительный член Американского физиологического общества и Европейского общества педиатров-нефрологов. Зав. кафедрой с 1987 г. по настоящее время. Иностранный член Американского Физиологического общества, Европейского общества педиаторов-нефрологов, удостоин Золотой Медали Американского биографического Института за вклад в науку(2011г.).

История кафедры.

1969-2011г.

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены выделилась в самостоятельное подразделение из состава кафедры зоологии в 1969 году. Первым заведующим кафедрой был кандидат биологических наук, доцент Ю.Н. Чусов. В 1969 году на кафедре работало 12 сотрудников, из них 4 кандидата наук: С.А. Борисова, Л.П. Черемных, Ю.Н. Чусов, В.И. Инчина. 2 ст. преподавателя, 3 ассистента, 3 лаборанта. Преподавание велось по гистологии с основами эмбриологии; цитологии, анатомии человека, физиологии человека и животных, методике преподавания биологии, основам дарвинизма и генетике.

С 1972 года кафедру возглавила доктор биологических наук, профессор Л.К. Великанова. С этого года начато преподавание курса возрастной физиологии и школьной гигиены. В 1974г. из состава кафедры были выведены следующие дисциплины: методика преподавания биологии, основы дарвинизма, генетика. К этому периоду на кафедре работали: 1 профессор, 3 доцента, кандидата наук, 2 ст. преподавателя, 1 ассистент и 3 лаборанта. В 1987 году заведующим кафедрой избран доктор биологических наук, профессор Айзман Р.И.

В 1978 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных для педагогических вузов Сибири и Дальнего Востока. Многие выпускники-аспиранты в настоящее время возглавляют кафедры в своих вузах: Н.Н. Михайлова (г.Новокузнецк), А.Р. Ищенко (г.Хабаровск) и др. В настоящее время в аспирантуре обучается 5 человек. В 1996 году при кафедре открыта новая специальность «Педагогическая валеология» на базе среднего медицинского образования; и кафедра переименована в «кафедру анатомии, физиологии и валеологии», а в 2000г. – открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности». В 2006 г. кафедра переименована в кафедру «анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности».

В настоящее время на кафедре ведётся обучение по следующим направлениям и профилям:

1) Педагогическое образование 050100:

- биология;

- безопасность жизнедеятельности (бакалавриат и магистратура);

- здоровьесберегающие педагогические технологии.

2) Естественнонаучное образование (020400):

- биология.

3) Магистратура: «Образование в области безопасности жизнедеятельности» по направлению 050100.68 «Педагогическое образование».

4) аспирантура по специальности 03.03.01 - Физиология.

Кроме того, кафедра ведёт на всех факультетах дисциплины медико-биологического цикла: «Безопасность жизнедеятельности»; «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена»;   «Основы медицинских знаний»; и

«Концепции современного естествознания».

На ИЕСЭН преподаются следующие дисциплины по программам педагогического и естественнонаучного образования:

«Анатомия человека»;

«Анатомия и физиология человека»;

«Безопасность поведения на дорогах и в общественном транспорте»;    «Биология индивидуального развития»;

«Гистология и эмбриология»;

«Информационная защита»;

«Информационные технологии»;

«Криминальные опасности»;

«Лечебная физкультура культура и массаж»;

«Медицина катастроф»;

«Нейрофизиология и психофизиология»;

«Обеспечение безопасности образовательного пространства»;

«Основы безопасности жизнедеятельности»;

«Основы науки о здоровье»;

«Основы подготовки к военной службе»;

«Основы психофизиологии

«Основы школьной гигиены»;

«Охрана труда и аттестация рабочих мест»;

«Пожарная безопасность»;

«Прикладная физическая подготовка»;

«Профилактика профессионального выгорания педагогов»;

«Профилактика социально-опасных явлений в молодежной среде»;

«Психологическая защита»;

«Психофизиологические основы адаптации»;

«Психофизиологические основы профобучения»;

«Современные средства оценивания результатов обучения безопасности жизнедеятельности»;

«Скрининг диагностика здоровья»;

«Способы автономного выживания»;

«Теоретические основы безопасности»;

«Технические средства обучения»;

«Физиологические основы полового воспитания»;

«Физиология человека и животных»;

«Чрезвычайные ситуации природного характера»;

«Чрезвычайные ситуации социального характера»;

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера»;

«Экологическая безопасность»;

«Этнопедагогические основы безопасности» и другие.

В рамках дополнительного образования слушатели могут получить следующие спецкурсы:

1.  Охрана труда и аттестация рабочих мест.

2.  Традиционные системы оздоровления.

3.  Культура здоровья.

4.  Скрининг диагностика здоровья учащихся, студентов, преподавателей и спортсменов.

5.  Репродуктивное здоровье.

6.  Безопасность в туризме.

7.  Лечебная физкультура и массаж.

8.  Рациональное питание.

9.  Практическая психология с использованием современных психотехнологий.

10.  Профилактика негативных явлений в молодежной среде.

11.  Основы профессиональной ориентации учащихся.

Работают 35 штатных сотрудников; из них 26 преподавателей: 6 профессоров, 18 доцентов и 5 старших преподавателя. 82% преподавателей имеют ученые степени и звания.

Из всех сотрудников кафедры – 22 человека являются выпускниками Новосибирского государственного педагогического университета.